Построить ветроустановку, которая могла бы вырабатывать электроэнергию сможет любая семья, которая проживает в сельской местности, или любая школа. Электроэнергии от этой установки хватит чтобы запустить насос для полива огорода или сада, обеспечить дом светом. И если бы, например, в каждом пятом доме работала своя бесплатная мини-ветроустановка, представьте себе сколько сэкономленных киловатт-часов присоединились к электрической кладовой нашей Родины. Эти слова принадлежат Сергею Курневу – ученику из Курской области, который вместе с отцом построил миниатюрную ветроэлектростанцию. Предлагаем и вам попробовать запрячь в лопасти ветер, для того, чтобы заставить его работать на себя, а так же на пользу всем. Ведь энергия ветра – одна из самых наидешевых и легкодоступных! Надеемся, что в этом вам поможет рассказ специалиста, который тщательно изучил эскизы Сергея Курнева и квалифицированно доработал их. Автор использовал известную еще с давних времен схему ветряного барабана, который вращается. По сути это две половинки пустотелого цилиндра, которые после разреза установлены в разные стороны по отношению одной оси. Сделанный таким образом ветряной двигатель имеет достаточно четкую аэродинамическую несимметричность. Набегаючи перпендикулярно к оси поток ветра как будто соскальзывает с выпуклой стороны одного полу-цилиндра (рис. 1-а), тогда как другой, повернутый к ветру своим карманом, составляет ему противодействие. Тогда барабан крутанется, полу-цилиндру поменяются местами и мельница из полуцилиндров начнет вращаться все быстрее.
Эта схема выгодно отличается от установок с пропеллерным стояком. Во первых она не требует особенной точности изготовления и может быть сделана из разного подручного материала. Во-вторых она компактна и более продуктивна. Судите сами. Мощность генератора приведенного в действие барабаном с диаметром приблизительно около метра будет такой же как пропеллерного диаметром в 2,5 м. К тому же пропеллерный двигатель нужно устанавливать на высокой штанге и на крыше дома, (это требует повышенной техники безопасности), тогда как барабанный ветряк можно построить непосредственно на земле или под крышей. Сергей предлагает двухлопастной барабан, мы же советуем увеличить количество лопастей до четырех (рис. 1-б), это значительно увеличит тяговые усилия ветряного барабана.
Начните изготавливать ветряной барабан (рис. 2). Лопасти изготавливаются из фанеры, кровельного железа, дюралюминия и пластикового листа соответствующих размеров. В любых случаях, какой бы вы материал не выбрали, старайтесь избегать толстостенных заготовок – ротор должен быть как можно легче, это уменьшит трение в подшипниках, тогда как барабан будет раскручиваться от маленького посыла ветра. Если вы используете кровельное железо, нужно вертикальные края лопастей усилить, подложив металлический пруток диаметром 5-8 мм. Если же изготавливаете детали лопастей ветряка из фанеры толщиной в пределах 5-8 мм, не забудьте предварительно пропитать ее горячей олифой. (горячей, для того, чтобы стала жиже и лучше пропитывалась).
Щеки барабана можно сделать из древесины, пластмассы или легкого металла. Собрать барабан можно после того, как зашпаклюете все стыки густой краской.
Крестовины, которые соединяют лопасти в ротор, лучше сварить или склепать из стальных полос (перерез 5х60 мм, ширина 80 мм).
Опорой ветряного двигателя может быть двухметровый отрезок стальной трубы с наружным диаметром около 30 мм. Прежде чем изготавливать трубу найдите два, желательно, новых подшипника. Совместив размеры трубы и подшипников по диаметру, вы избавите себя от лишней работы, приспосабливая трубы к подшипникам.
Стальные крестовины ротора привариваются к оси, а деревянные крепятся эпоксидным клеем и стальными штифтами диаметром 5-6 мм, которые проходят одновременно через каждую крестовину и трубу.
Лопасти скрепляют болтами М2. Внимательно проверьте расстояние от лопастей до оси: они должны быть одинаковыми – 140-150 мм.
Главная часть установки готова, теперь остается сделать станину, сварив или склеив ее из металлического уголка (годится и деревянный вариант). К станине приспосабливают шарикоподшипники. Проследите, чтобы не было перекоса, иначе ротор будет вращаться очень туго. Все детали покройте дважды масляной краской. На нижнем конце оси закрепите набор шкивов разного диаметра. Переброшенный через шкив ветряка пас соедините с генератором электрического тока, например, автомобильным.
Построенная ветроэлектроустановка при скорости ветра 9-10 м/сек способна развить мощность свыше 800 Вт. Ну, а если безветрие? Перебоя в подаче тока не будет, если использовать накопитель электроэнергии. Есть ветер – получаете электроэнергию непосредственно от электроустановки, нет ветра, включаете заряженный заранее электроустановкой аккумулятор (смотрите схему).
|