В процессе эксплуатации кислотных аккумуляторных батарей постепенно происходит сульфатация пластин, приводящая к снижению емкости и сокращению срока службы устройства. Устранить это нежелательное явление поможет специальный выпрямитель. Прибор предназначен для использования в стационарных и полевых авторемонтных мастерских. Собрать его может любой водитель, имеющий элементарные знания по электротехнике и электронике. Зарядно-профилактическое устройство
Принцип работы прибора основан на заряде аккумулятора импульсным током с отсечкой 60° при отношении зарядного тока к разрядному 10:1. Иными словами, химический источник питания поочередно сначала заряжают номинальным зарядным током, а затем разряжают в 10 раз меньшим по силе током. При таком режиме эффективно снимается сульфат свинца с пластин батарей, в результате срок их службы увеличивается на 25%.
Принципиальная схема зарядного устройства.
Выпрямитель для десульфатации аккумуляторных батарей (см. рисунок) выполнен на полупроводниковых приборах и рассчитан на два рабочих напряжения: 6 В и 12 В. В положении тумблера S2, показанном на принципиальной схеме, прибор служит для зарядки 12-вольтового аккумулятора.
После выпрямления диодом V1 отрицательная полуволна переменного тока поступает на коллектор регулирующего транзистора V4. В цепи его базы включены два опорных стабилитрона V2, V3 и переменный резистор R2. С его помощью устанавливают оптимальный режим заряда аккумулятора.
Силовой трансформатор Т1 выполнен на сердечнике Ш20x30. Обмотка I содержит 1700 витков провода ПЭВ 0,27, вторичная состоит из 110 + 164 витков провода ПЭВ 0,51, а обмотка III имеет 50 витков ПЭВ 0,27.
Транзистор V5 установлен на радиаторе с полезной площадью рассеяния 50 см2.
|