Эта самодельная лодка разработана как гребная, но благодаря усиленному транцу может быть оснащена подвесным парусом площадью 3,5 м2 или подвесным мотором. Выбор размеров - 3,3x0,98x0,32 - обусловлен необходимостью перевозить лодку на багажнике автомобиля, желанием сделать судно пригодным для самых разнообразных плаваний группой в составе 2-3 человек.
Корпус самодельной лодки состоит из пяти отсеков («ящиков»), которые при сборке стыкуются и обтягиваются стальным тросом (рис. 15). От сдвига секций вбок предохраняют выступы и гнезда в бортовых стрингерах (привальных брусьях). Такая конструкция позволяет собирать лодку в укороченном, двухместном варианте: средняя (третья) секция не устанавливается, а трос обтяжки берется более короткий.
Рис. 15. Общий вид и детали конструкции: а - корпус (в расчлененном виде): 1 - стяжной трос, 2 - носовая секция, 3 - стыковые узлы наружного привального бруса, 4 - внутренний привальный брус, 5 - торцевая перегородка (диафрагма), 6 - обшивка борта (фанера толщиной 3 мм), 7 - обшивка дна (фанера толщиной 4 мм), 8 - натяжное устройство; б - крепление уключины: 1 - подуключник, 2 - накладка, 3 - стяжной болт; в - конструкции стыкового узла наружного привального бруса: 1 - привальный брус, 2 - шип, 3 - гнездо (кровельное железо), 4 - привальный брус следующей секции - устройство для натяжки троса: 1 - трос, 2 - резьбовая втулка, 3 - кронштейн, 4 - натяжной болт
Днищевые стрингеры установлены снаружи лодки - это создает эффект килей, что повышает устойчивость лодки на курсе. Подъем носа и кормы, обеспечиваемый небольшим завалом внутрь стыкуемых секций (на 4-5 мм) при подгонке, значительно повышает мореходные качества.
Постройку лодки начинают с изготовления бумажных выкроек всех бортовых, днищевых и переборочных фанерных деталей (рис. 16). После этого приступают к раскрою фанеры, учитывая, что все куски должны быть вырезаны вдоль волокон внешних слоев (рубашки). Делается небольшой припуск на обработку торцов. Детали бортов и переборок вырезают попарно. Затем нарезаются рейки для продольного и поперечного набора. Заготовки необходимо промаркировать двойной нумерацией: первая цифра - номер секции, а вторая - номер детали (например, 3-11 и т. д.).
Рис. 16. Чертеж лодки (а), конструкция корпуса (б) и шпангоутов (в): 1 - трос; 2 - банка (650x270x10 фанера, 3 шт.); 3 - диафрагмы (фанера S= 3)
По выкройкам карандашом наносят точный контур и места приклейки деталей набора (реек). Обе поверхности смазывают клеем, к ним прижимают рейки. Стыки соединяют вполдерева. Для защиты от сползания углы временно прихватывают небольшими гвоздями (не до конца). Сразу же, пока клей не застыл, борт переворачивают и укрепляют рейки со стороны фанеры шурупами 2x10 «змейкой» с шагом 50-60 мм. Заготовки внутренних переборок и транца делают точно так же. Для носовой секции прямолинейные рейки применить невозможно - они делаются клеенными из фанеры. Для этого нарезают 16 узких (30-32 мм) полосок фанеры длиной 650 мм. На толстой доске размером 700x200 мм рисуют в натуральную величину контуры верхней (привальный брус) и нижней (скуловой стрингер) реек. По контуру набивают 75-мм гвозди на глубину 15-20 мм. Затем полоски-заготовки смазывают клеем и вставляют в шаблон, образованный гвоздями. Чтобы плотнее стянуть полоски при сушке, у верха гвоздей пропускают змейкой шпагат. Вторую пару заготовок склеивают аналогично. Края склеенных заготовок обрабатывают напильником и шкуркой.
Из дубового бруска вытесывают форштевень (носовой брус). Для крепления концов привальных брусьев и скуловых стрингеров в нем делают врезки-углубления. Затем скуловые стрингеры, форштевень и носовую переборку соединяют на клею и шурупах, а верх форштевня связывают с верхом переборки временной планкой на шурупах. После этого сразу на клею и шурупах ставятся заготовки бортов, и сверху их «обхватывают» заготовки привальных брусьев. Необходимо проверить симметрию всей конструкции.
Через сутки, когда клей «схватится», накладывают днище и палубу, в которой предварительно вырезают отверстие 180x200 мм для багажного лючка. Затем на листе бумаги (желательно миллиметровки) рисуют один внутри другого квадраты и контур носовой секции, соответствующие размерам верхней части секции будущей лодки - это облегчит склейку секций и избавит от необходимости исправлять перекосы. На полу, на листе бумаги - шаблоне собирают на клею и шурупах все секции - сначала борта и переборки, а затем днищевые листы. После чего подгоняют и устанавливают привальные брусья (с шипами и гнездами), временно собирают лодку на болтах-стяжках и обрабатывают напильником и шкуркой. Эту операцию следует провести дважды.
Все секции и заготовки днищевых стрингеров дважды пропитывают горячей олифой. После второй пропитки выдерживают 4-5 дней. Высохшие секции слегка зачищают наждачной бумагой и еще раз собирают вместе для окончательного контроля всех стыков. Затем секции снаружи протираются тампоном, смоченным в бензине или уайт-спирите, для обезжиривания поверхности.
После этого днища всех пяти секций оклеивают стеклотканью на эпоксидном клее с добавкой 10-15% ацетона в качестве разбавителя. Края ткани загибают и спускают на борта на 50-80 мм. Одновременно узкими полосками - обрезками стеклоткани на том же эпоксидном клее закрепляют все внешние углы секций. Сразу же, пока смола не схватилась, на днище накладывают смазанные тем же клеем стрингеры и закрепляют шурупами 3x15 с шагом 80-100 мм.
Через двое суток (48 часов) после отвердения смолы лодку снова обрабатывают наждачной бумагой (особенно у края стеклоткани), а затем окрашивают первым слоем краски. После высыхания краски устанавливают все металлические детали, делают проводку стяжного троса, подгонку сидений (банок) и крышки лючка. Держатели уключин изготавливают склепыванием из кусков дюраля подходящей толщины. В крайнем случае - из дуба или бука с оковкой стальной полоской. Весла (разборные, распашные) делают из трех черенков от лопат, алюминиевых трубок подходящего диаметра, плотно входящих одна в другую, и алюминиевых лопастей размером 150x400x1,5 мм. Во вторую, третью и четвертую секции желательно сделать легкие слани по длине секций шириной около 400 мм. Они выполняются из реек 10x15 мм с шагом 25 мм, соединенных тремя узкими поперечными дюралевыми полосками.
Трос закрепляется петлей в натяжителе из килевой точки транца; далее он идет по обеим сторонам килевого стрингера до форштевня; на форштевне дважды перекрещивается в канавках под накладкой и возвращается к корме по бортам под привальным брусом; концы троса закрепляются в натяжителях в верхних углах транца (талрепах). Времени на постройку лодки потребуется приблизительно 150-200 часов (это зависит от столярной «квалификации» любителя).
|