Как сделать самодельную лодку из пенепласта. Одна из главнейших задач конструктора любого транспортного средства — сделать его возможно более легким. Разумеется, не в ущерб жесткости и прочности. Если говорить о постройке маломерных судов, то наиболее доступными современными материалами можно считать дюралюминий (для каркаса) в сочетании с композицией из пенопласта, стеклоткани и эпоксидного клея.
Эта технология общеизвестна, и добавить к ней, казалось бы, нечего. Однако я нашел очень простое и дешевое решение, позволяющее при незначительном увеличении массы (всего на 2—4 кг) повысить прочность в несколько раз, попутно добавив и жесткости. Для этого клепаный каркас из дюралюминиевых труб (лыжных палок, уже непригодных кроватей-раскладушек и т. п.) заплетается пластиковым шпагатом (такой часто бывает в хозяйственных магазинах — бухтами по 400 м, массой около 1 кг).
На лодку с наибольшей длиной 4000 мм, наибольшей шириной 1250 мм и наименьшей высотой по миделю от OЛ 490 мм ушло 2 бухты. То есть к массе суденышка сетка добавила всего около 2 кг. Моя лодка с оснасткой под весла, с носовой и кормовой деками и тентом имеет массу около 80 кг. Парусная оснастка с двумя боковыми шверцами в это значение не входят. Не исключена возможность снижения массы при тех же размерах на 10—15 кг, поскольку мною использовано слишком много эпоксидной шпаклевки для вклеивания пенопласта в носовом и кормовом отсеках (для придания плавучести в затопленном состоянии). Пенопластом же изнутри обклеены борта выше КВЛ.
Прочность указанного шнура весьма высока. Изготовленная из него сетка как бы армирует обшивку и придает ей прочность хорошего батута. Само собой разумеется, что для получения такой сетки шнур необходимо плести внатяжку. Возможны два способа использования подобной сетки. При первом после изготовления дюралевого каркаса шнур обвязывают только вокруг стрингеров, как бы повторяя шпангоуты. Затем перпендикулярно им протягивают (через одну — вверх-вниз) продольные нити, то есть параллельно стрингерам. В этом случае сетка образует условную касательную поверхность снаружи каркаса. Далее сетку покрывают пропитанной эпоксидным клеем стеклотканью: 3—4 слоя по днищу, а по бортам выше КВЛ —2—3.
Разумеется, для придания плавучести наполненной водой лодки необходимо в носовой и кормовой частях предусмотреть герметичные отсеки или заполнить их пенопластом. Второй способ хотя и более трудоемок, но позволяет получить наиболее оптимальный результат. Он отличается тем, что сетка образует внутреннюю касательную, скажем, поверхность относительно каркаса. При этом продольные нити сетки обвивают каждый шпангоут, а поперечные — каждый стрингер. Таким образом между стрингерами получаются по всей длине пазы, которые необходимо зашить пенопластом на уровне самих стрингеров.
Для усиления жесткости и дальнейшего удобства при изготовлении обшивки их следует заполнять точно подогнанными полосами пенопласта на клею. Желательно, чтобы полосы были плотно втиснуты между стрингерами и не выпадали. Перед покрытием стеклотканью наружную поверхность надо хорошо выровнять рубанком, драчовым напильником, наждачной бумагой. Ценность второго способа в том, что пенопластовая часть обшивки окажется между прочной сеткой и слоем полученного стеклотекстолита. И еще очень важно: поскольку шпагатом обвязываются все шпангоуты и стрингеры, то каркас и обшивка составляют единое целое.
Изготовить сетчатое усиление (с ячейками 25X25 мм или 30X30 мм) можно за неделю-полторы, если посвящать работе два часа ежедневно. Заплетать сетку вручную непросто, поэтому для удобства работы сделайте челнок, подобный тому, которым вяжут рыболовные сети, или просто палку-моталку шириной 20—25 мм. Длина шпагата на одну заправку должна несколько превышать в одном случае длину шпангоута, а в другом — длину стрингера (плюс отрезок, чтобы можно было закреплять концы). Оба способа предусматривают покрытие эпоксидным клеем как, естественно, наружной, так и внутренней поверхностей обшивки: клей пропитывает шпагат сетки и приклеивает ее к пенопласту.
Изготовленная мною лодка имеет заостренную корму, поскольку предназначена для охоты на большом водохранилище с зарослями камыша. В ней предусмотрены, помимо заполненных пенопластом отсеков, два герметичных багажника. Форштевень, ахтерштевень, гнезда для уключин, крепления для руля — стальные, что несколько утяжелило конструкцию. Кормовая и носовая деки защиты дюралюминием толщиной 2 мм. Каркас имеет 10 шпангоутов и 1 2 стрингеров; киль от «Тайменя-2», снизу усиленный дюралевой трубой 40 мм, изогнутой согласно ординатам чертежа.
Так что при желании уменьшить вес при незначительном ослаблении жесткости можно, сократив количество поперечных и продольных связей, стальных деталей. Деки можно изготовить из пропитанной горячей олифой фанеры (и только по размеру отсеков с пенопластом). Допустимо облегчить и киль. Единственными деталями из стали останутся гнезда под уключины. Масса лодки при этом не будет превышать 65—70 кг.
(Автор:Б. ВАЛЬХ, г. Красный Лиман Донецкой обл. )
Так выглядит поперечное сечение лодки-плетенки (А — вариант без обшивки корпуса пенопластом, Б — вариант с пенопластовой прослойкой между сеткой и (стеклотканью). Слева показана одна из ячеек каркаса, заплетенная пластиковым шпагатом.
На этом рисунке показана обшивка лодки-плетенки (изнутри). Хорошо видны дюралюминиевые элементы каркаса лодки, сетка из пластикового шпагата с обвязкой по стрингерам и по мидельной части кипя. Лодка-плетенка в стадии завершения работ. Киль для нее использован от байдарки «Таймень-2», нижняя часть киля — самодельная. Бак и ют заполнены плотно уложенным пенопластом; бруски верхнего слоя склеены между собой эпоксидной шпаклевкой
|