Автор И. НАСТАСЬИНСКИЙ Парус — одно из древнейших изобретений человечества, сыгравших поистине революционную роль в развитии мореплавания. Тысячелетия эксплуатации сделали парусный движитель весьма совершенным, и, казалось, что его аэродинамические возможности достигли своего практического и теоретического предела. Новым этапом развития этого движителя, использующего силу ветра, стало создание жесткого паруса с двусторонней обшивкой. По сути, такая конструкция ничем не отличается от самолетного крыла. Его применение существенно повышает ходовые качества парусников, что с успехом демонстрировалось сначала на буерах и катамаранах, а затем на яхтах и даже коммерческих судах-ветроходах. Единственный недостаток — это громоздкость такого движителя: его невозможно сложить в компактный сверток. Предлагаем вниманию читателей универсальный спортивный снаряд на базе жесткого паруса. С лыжами и лыжероллерами, роликовыми коньками и скейбордом, санками и монолыжей его можно использовать в качестве весьма эффективного движителя. К тому же такой парус может выполнять и функцию крыла, позволяя спортсмену совершать планирующие прыжки с небольших трамплинов. Как видно из рисунков, этот необычный спортивный снаряд напоминает гигантскую модель планера. Дело в том, что он оснащен стабилизатором, который превращает крыло в саморегулирующуюся систему, автоматически ориентирующуюся в пространстве относительно направления ветра так же, как устанавливается оптимальный угол планирования у летящей модели. Создание паруса-крыла начинается с изготовления мачты (или, если авиационная терминология вам ближе,—передней кромки). Мачта, по конструкции напоминающая рессору, состоит из трех сосновых пластин. Передняя (самая длинная) имеет толщину 30 мм, средняя —25 мм и задняя — 20 мм. Если подобрать четырехметровую рейку вам не удастся, то нужную заготовку можно склеить с помощью эпоксидного клея из двух более коротких, состыковав состроганные «на ус» планки.
Крыло имеет несимметричный профиль, позволяющий создавать достаточно большую «подъемную» силу. Контур его задается пятью нервюрами и передней частью мачты, имеющей скругленную форму, обработанную в соответствии с профилем паруса-крыла. Нервюры крыла — из фанеры толщиной 3 мм с окантовкой из реек сечением 10х10 мм. Для облегчения в нервюрах прорезаются отверстия. Вблизи задней кромки нервюры усилены дюралюминиевыми 5 мм накладками.
Крепление нервюр к мачте— в шип с подкреплением парой раскладок из реек 10х10 мм.
На каждом из концов мачты закреплен своего рода шпор — согнутый отрезок стальной трубы, расплющенный с одной стороны. При движении тот или другой шпор вставляется в карданный шарнир, закрепленный на спортивном снаряде, используемом в паре с парусом-крылом. Задняя кромка крыла, напоминающая тетиву лука — из стальной проволоки типа ОВС диаметром 1,5 мм.
Крыло соединяется со стабилизатором с помощью балки из дюралюминиевой трубы диаметром 40х1,5 мм или круглого соснового бруска того же диаметра, оклеенного с помощью «эпоксидки» парой слоев стеклоткани.
Цельноповоротный стабилизатор по конструкции аналогичен парусу-крылу. Передняя кромка его состоит из пары сосновых реек, поперечный набор — из трех нервюр. Задняя кромка стабилизатора, как и у крыла, — из 1,5-мм проволоки. На передней кромке закреплен горизонтальный шарнир, а на центральной нервюре — кабанчик механизма регулировки угла атаки стабилизатора. Последний связан продольной тягой со стальным хомутом, закрепленным на балке. Для регулировки угла атаки стабилизатора хомут сдвигается по балке и фиксируется в выбранном месте болтом с гайкой.
Обшивка крыла и стабилизатора может выполняться в двух вариантах. Если предполагается сделать спортивный снаряд разборным, то обшивка шьется из ткани, которая идет обычно на куртки-ветровки. По истинным размерам крыла из такой ткани сострачиваются два «мешка», которые состыковываются по оси симметрии крыла с помощью шнуровки. Зона шнуровки закрывается полосой из такой же ткани, закрепляемой на обшивке с помощью застежек-«липучек».
Если же предполагается изготовление неразборного крыла, то его следует обтягивать по классической технологии «деревянного» авиастроения. Обшивка в данном случае выкраивается из перкаля, бязи или любой другой дешевой ткани. Сначала сострачиваются полотнища для верхних и нижних частей правого и левого полукрыльев, после чего набор крыла дважды (с промежуточной сушкой первого слоя) покрывается эмалитом и на него в тугую натягивается полотнище. Ткань тщательно прижимается к набору и покрывается двумя-тремя слоями более жидкого эмалита, а после его высыхания и легкой шлифовки — нитролаком.
При обтяжке крыла необходимо предусмотреть улучшающие обзор окна из лавсановой пленки. Располагать их надо на высоте головы спортсмена. Чтобы вшить лавсановую пленку в матерчатое полотнище, пленка оконтуривается клейкой лен-той-скотчем, после чего пристрачивается швом «зигзаг» к ткани. Затем ткань внутри окна удаляется и кромка ее закрепляется еще одним швом «зигзаг».
Для управления парусом-крылом предусмотрена уздечка из капронового каната диаметром 8 мм и рукоятки из круглой деревянной рейки диаметром 30—40 мм. Положение рукоятки относительно фокуса крыла (фокус или, иначе говоря, точка приложения подъемной силы, отстоящая от передней кромки крыла по оси его симметрии на расстоянии, соответствующем 25—30 процентам длины центральной нервюры) устанавливается под таким углом к направлению воздушного потока, при котором на крыле возникает максимальная тяга. Подобрать его помогает и регулировка угла установки стабилизатора: обычно этот угол составляет от—3° до—5° к плоскости хорд крыла.
Овладение парусом-крылом удобнее всего начинать на лыжах или монолыже. Наиболее удобный курс для первых тренировок — галфвинд, когда ветер дует перпендикулярно направлению движения. Установите шпор мачты в степс — карданный шарнир, возьмитесь одной рукой за рукоятку уздечки, а другой держитесь за саму уздечку, ближе к задней кромке крыла. Правильно отрегулированный парус займет оптимальное положение относительно направления ветра и, если скорость его окажется достаточной, вас ощутимо потянет вперед. Компенсируя тягу крыла, отклонитесь назад и немного помогите ветру, сделав пару шагов вперед. После этого вы начнете быстро набирать скорость. Чтобы погасить ее, крыло следует перевести в положение левентик—вдоль направления ветра, передней кромкой вперед.
Если при изменении курса меняется и галс (то есть ветер начинает дуть с другой стороны), нижний шпор мачты вынимается из степса — и парус-крыло переворачивается «вверх ногами». Такая особенность конструкции позволяет парусу-крылу с несимметричным профилем наиболее полно использовать энергию ветра.
|