Н. Новикова
В годы войны мои родители сделали сами маслобойню, и благодаря ей мы выжили в это тяжелое время. Мне уже было 14 лет, и я участвовала в сооружении маслобойни, потому хорошо все запомнила и решила ответить товарищу В. Бондарю из Ставропольского края.
Семечки подсолнечника мы слегка подсушивали, очищали от примесей, затем пропускали через вальцы, которые их плющили (рис. 1). Вальцы приводили в движение руками. Один из вальцев — подпружиненный, так что нам удавалось регулировать степень плющения семечек.
Обработанные семечки просеивали через сито-решетку. Размеры отверстий сита не помню, но отверстия были такими, что очищенные семечки через них проходили, а сверху оставалась только шелуха.
Просеянные семечки насыпали в жаровню-противень (рис. 2) такими порциями, чтобы за один раз заполнить цилиндр нашего самодельного пресса. Жаровню устанавливали на плиту, жарили семечки на небольшом огне, помешивая их непрерывно деревянной лопаточкой. Как только из семечек начинало выделяться масло, их сразу же закладывали в пресс.
Мы сделали винтовой пресс, но, видно, подойдет и гидравлический. Раму пресса связали из деревянных брусьев, а на верхней перекладине рамы прикрепили согнутую пластину с гайкой. Размер цилиндра тоже не помню, но он был от двигателя трактора. В стенках цилиндра прорезали узкие продольные отверстия для выхода масла. Ширина отверстий достигала 2 мм. Семечки закладывали небольшими порциями, перекладывая их металлическими пластинками (рис. 3).
Всегда старались в пресс закладывать горячие семечки и как можно быстрее их сдавить. Причем, когда пластинки и стенки цилиндра прогревались, выход масла становился больше.
Если моя статья очень примитивна, я не обижусь, если вы ее выбросите. Но может кому и пригодится! Масло получалось уж очень вкусным, как и жмых.
Желаю вашему альманаху расти, крепнуть и быть всегда нужным людям.
|