Среди самоделок, описанных в этой книге, есть несколько таких, изготовление которых требует от читателя инициативы, творческого раздумья и самостоятельной разработки намеченной темы.
К таким поделкам относится модель монорельсовой дороги.
Представьте себе маленький вагон трамвая, который катится по единственйому рельсу. Корпус вагона подвешен на рельсе, а рельс установлен на высоких столбах. Такой трамвай мог бы значительно разгрузить улицы наших городов от наземных рельсовых путей трамваев обычного вида.
Однорельсовая, или как ее называют «монорельсовая дорога», давно занимает инженеров, проектирующих новые виды транспортных сообщений. И вполне понятно, что настало время предложить разработку этой идеи силами юных техников.
На рисунках показан лишь общий вид модели монорельсовой дороги. Продумайте основные элементы конструкции этой модели, сделайте их чертежи и приступайте к изготовлению. Предлагаем некоторые «задумки» этой модели.
Как видно из рисунков, вагон трамвая катится по единственному деревянному рельсу, установленному на столбах-стойках. Сердечник статора электродвигателя врезан в днище вагона. Вращение ротора двигателя через трубку передается большой часовой шестеренке. А шестеренка сидит на одной оси с валиком, который как колесо катится по верхней части деревянного рельса. Помимо ведущего валика-колеса, вагон опирается еще на один валик, благодаря этому он устойчиво держится на рельсе.
Приглядитесь к рельсу внимательней. По обе стороны рельса протянуты узенькие полоски тонкой жести. Они нигде не соединяются друг с другом. К ним подведены провода от понижающего трансформатора, напряжение во вторичной обмотке которого 12 в.
В днище вагона установлены две пары медных валиков на тонких осях. Одна пара валиков служит токоснимателем, так как они плотно прижимаются к полоскам жести на рельсе. Каждый валик этой пары соединен с одной из щеток двигателя, а вместе они обеспечивают подачу тока от трансформатора к ротору двигателя.
Вы уже знакомы с изготовлением маленьких двигателей по прежним работам. Припаяйте к оси ротора трубку и подыщите подходящую шестеренку. Валики-колеса и валики-токосниматели можно сделать из медных трубочек или прутков соответствующих размеров.
Ток от трансформатора может быть подведен к полоскам жести в любом месте рельса, но так чтобы провода не мешали движению вагона.
Корпус вагона вырежьте из картона и накиньте на платформу так, чтобы двигатель и все детали были закрыты.
Ввиду того, что жестяные полоски-рельсы обладают большим сопротивлением электрическому току, чем медные, их лучше заменить последними. Совершенно недопустимы вмятины и неровности в рельсах-полосках; стыки рельсов в соединениях должны быть тщательно сглажены и зачищены мелкой шкуркой.
В качестве электродвигателя можно использовать переделанный по описанию на с. 105 покупной микродвигатель. Статор к -«нему лучше сделать подковообразный", как показано на рисунке установки двигателя.
Корпус вагона надо сделать из тонкого картона, чтобы не утяжелить модель. Валики-токосниматели можно заменить тонкими медными пластинами-ползунками.
|