Электронный сторож предназначен для защиты автомобиля или мотоцикла от угона и может быть установлен на моделях, у которых с корпусом соединена минусовая клемма аккумулятора. Управление прибором осуществляется с помощью специального кодового устройства, имеющего индивидуальный "ключ хозяина" (розетку и вилку). Рис.1. Схема электронного сторожа
Электронный сторож выполняет функции блокировки системы зажигания, включение звукового тревожного сигнала при попытке подобрать код системы или при попытке включения зажигания. Возврат сторожа в исходное состояние после срабатывания осуществляется путем кратковременного разрыва цепи 2 потайной кнопкой SB1 (рис.1).
Основные технические характеристики сторожа следующие:
Напряжение питания:
для автомобильного сторожа, В ..................................................... 12
для мотоциклетного сторожа, В ...................................................... 6
Ток потребления в режиме охраны ........................................ отсутствует
Температура окружающего воздуха, °С ..............................от —40 до +60
Габаритные размеры, мм......................................................... 120x49x35
Принципиальная схема электронного сторожа с цепями подключения на автомобиле приведена на рис. 4.6. Устройство состоит из следующих узлов:
> тиристора VS3, блокирующего систему зажигания;
> тиристора VS1, включающего звуковой сигнал;
> кодового устройства, состоящего из розетки Х2 и вилки XI (ключа);
> тиристоров блокировки VS4, VS2;
> элементов защиты VD1, VD2, Rl, R3, R4, С1.
Все перечисленные выше узлы и элементы размещены в корпусе электронного блока, схема которого на рис.1 обведена пунктиром. Остальные элементы схемы, кроме кнопки SB1, являются штатным оборудованием автомобиля: SA1 — замок зажигания, Пр - прерыватель, С2 — конденсатор прерывателя.
При включении .зажигания выключателем SA1 и правильно установленном ключе (розетка XI) кодового устройства, как это показано на схеме, напряжение питания поступает только на тиристор VS3. Тиристор открывается и подключает питание к катушке зажигания. Последовательное включение тиристоpa КУ201А с катушкой зажигания вызывает падение напряжения на нем около 2 В, что является нежелательным, так как это может затруднить пуск холодного двигателя в зимнее время года.
При вынутом ключе (вилке) кодового устройства питание к тиристору VS3 и к катушке зажигания не поступает и двигатель запустить невозможно.
При попытке подбора кода без штатного ключа плюс питания подается на одно из гнезд 2—5 розетки кодового устройства, соединенных с управляющим электродом тнристора VS4. В результате чего тиристор VS4 открывается и положительное напряжение лоступает на управляющие электроды тиристоров , VS1 и VS2. Тиристор VS1 переключается и включает звуковой сигнал ВА автомобиля. Тиристор VS2 остается в выключенном состоянии, так как на его аноде положительное напряжение отсутствует. Если же в результате продолжающихся попыток подбора кода положительное напряжение попадает на гнезда 6 или 7, тиристор VS2 переключится и шунтирует управляющий электрод тиристпра VS3, при этом последний остается в выключенном состоянии. В результате катушка зажигания остается обесточенной. После этого, даже при использовании "ключа хозяина", звуковой сигнал будет продолжать работать, а катушка зажигания останется обесточенной.
Для отключения звукового сигнала необходимо кратковременно потайным кнопочным выключателем SB1 разорвать цепь между контактом 2 прибора и массой. При разрыве этой цепи тиристоры VS1. VS2 и VS4 выключаются, а тиристор VS3 включается. Звуковой сигнал прекращает работу, и напряжение питания поступает на катушку зажигания.
Схема электронного сторожа для мотоцикла отличается напряжением питания +6 В и номиналами резисторов.
|