Но труд животных тоже был малопроизводительным, и люди искали другие, более совершенные источники энергии. Они научились использовать энергию ветра, воды, пара и сжигаемых газов, а с открытием электрической энергии заставили работать и ее. Человек заставил электричество вращать станки на фабриках и заводах, двигать трамваи, поезда, стирать белье, натирать полы, собирать пыль... Много разной работы делает электричество в нашем народном хозяйстве и быту. Все это стало возможным благодаря изобретению электродвигателя— преобразователя электрической энергии в механическую.
На рисунке 1 показан самый простой электродвигатель, его устройство и действие познакомят вас с общим принципом, положенным в основу работы настоящего промышленного двигателя. Все детали двигателя показаны на рисунке 2, а основной его частью будет электромагнит
Подберите катушку-статор, катушку-якорь с отрезанным ободком, два ободка, втулки статора и якоря (отрезки карандашей с выбитым грифелем), ось, две щетки — из отрезка струны, ламели, пластины якоря и опору якоря, которую изготовьте из жести. Для оси двигателя подойдет отрезок вязальной или велосипедной спицы, подойдет и отрезок алюминиевой проволочки. Чтобы ось плотно держалась и не проворачивалась в отверстии якоря, сделайте небольшие вмятины — шпонки. Пружинку щетки изогните вокруг гвоздика диаметром 2—3 мм. Шесть пластинок из жести пойдут на изготовление якоря (так называется вращающаяся часть электродвигателя), а две ламели — на изготовление коллектора (так называется устройство, которое в нужный момент автоматически включает и выключает подачу тока в катушку электромагнита). Когда все детали будут изготовлены, приступите к их сборке. Как собрать статор (так называется неподвижная часть электродвигателя), показано на рисунке 3. В катушку установите отрезок карандаша. Посередине шейки катушки проделайте шилом отверстие, чтобы в него свободно мог входить конец оси. На катушку установите электромагнит и подберите гвоздик для крепления статора к панели. Чтобы статор не вращался, сделайте молотком на конце и посередине гвоздя небольшие вмятины. Сборка якоря показана также на рисунке 3. Сначала насадите на ось втулку, а на втулку катушку с отрезанным ободком, затем и два ободка, составляющих шкив двигателя. Укрепите на шейке якоря друг против друга ламели, а к торцу якоря подклейте пластинки. Чтобы все детали хорошо держались, места соединений промажьте клеем БФ-2 и дайте клею хорошо просохнуть. По рисунку 2 изготовьте из дощечки панель; разметьте ее и приступите к монтажу двигателя (рис. 1). Прежде всего установите на панель в точку а статор. В его отверстие вставьте конец оси якоря, а на другой конец оси наденьте и укрепите на гвоздиках опору якоря. Когда это сделаете, приступите к регулировке двигателя. Сначала отрегулируйте зазор между сердечником магнита и пластинками якоря. Чем он меньше, тем лучше будет работать двигатель. Но если зазор слишком мал, то при включении тока электромагнит так сильно притянет пластинки, что они могут сдвинуться вместе с якорем и будут задевать полюса магнита, отчего якорь не будет вращаться. Установите на панель с помощью гвоздиков щетки так, чтобы оба их конца касались коллекторной пластинки — ламели, но не касались друг друга.
Отрегулируйте нажим щеток: они не должны сильно давить на коллектор. Под гвоздики, которыми прикреплены щетки, заложите концы проводов и присоедините к электродвигателю ключ и батарею, как это показано на рисунке. Теперь отрегулируйте положение пластинок коллектора. Когда пластины якоря перпендикулярны плоскости сердечника электромагнита, щетки должны касаться пластинок коллектора (рис. 1), когда же пластины якоря находятся у полюсов магнита, щетки должны уже сойти с коллекторной пластинки. Достигается это правильной насадкой пластин якоря и ламелей коллектора перед сборкой этих деталей. Когда все хорошо отрегулируете, поворотом якоря установите щетки на коллекторную пластинку, включите ток — и двигатель заработает. Ток поступит в обмотку электромагнита — и сердечник с силой притянет к себе пластинки якоря. Как только пластинки якоря дойдут до ножек магнита, щетки сойдут с коллекторной пластинки, подача тока в обмотку магнита прекратится. Якорь по инерции пройдет небольшое расстояние, следующая коллекторная пластинка снова замкнет щетки, в результате чего ток поступит в обмотку магнита и он снова притянет к себе якорь.
Так будет продолжаться до тех пор, пока вы будете нажимать на ключ. На вращающийся шкив можно надеть шнурок и привести в действие какую-либо негромоздкую модель, небольшой станочек, игрушку. На конец вала электродвигателя можно подклеить (к торцу шкива) вырезанные из плотной бумаги небольшие лопасти вентилятора — и на вас подует ветерок. Если почему-то двигатель не трогается с места, попробуйте рукой помочь ему. Если это не помогает, внимательно проверьте, все ли сделано правильно: легко ли вращается якорь, хорошо ли соединены провода и произведена регулировка. Когда все это будет правильно, двигатель обязательно будет работать. Трущиеся места якоря и щетки слегка смажьте машинным маслом или вазелином. Для усиления мощности двигателя можно соединить его с источником тока до 10 В.
|