Лодка тримаран состоит из четырех одинаковых складных отсеков. Их борта, раскрытые и зафиксированные в этом положении распоркой, в плане напоминают ромб. В то же время подводные части отсеков имеют плавные обтекаемые обводы. Скрепленные банкой и двумя распорками отсеки и образуют тримаран. Ромбовидное построение лодки в плане и треугольное в сечениях, а также выпуклые изгибы бортов придают всей конструкции особую прочность и жесткость, трудно достижимые в обычных складных лодках. Тримаран остойчив на воде, устойчив на курсе и быстроходен.
Гребец сидит в нем, как на байдарке, — лицом по ходу вперед, но гребля здесь менее утомительна. Этому способствует естественная (высокая) посадка гребца, когда его ноги упираются в донья боковых отсеков, а руки с веслом располагаются на уровне пояса. Разъемное двухлопастное весло байдарочного типа изготовлено из листа дюралюминия и старых лыжных палок. Каждый отсек лодки состоит из двух одинаковых фанерных боковин, соединенных по килю рояльной петлей длиной 600 мм. Петля к боковинам приклепана, но можно применить и короткие шурупы с последующим расклепыванием их концов.
Кроме того, сложенные вместе боковины по трем сторонам периметра (кроме верхней — бортов) оклеены полоской прорезиненной ткани (можно оклеить и плотным брезентом) шириной 60 мм. Полоска служит своеобразным тканевым шарниром, позволяющим бортам отсека раздвигаться. Этот шарнир в раскрытом состоянии испытывает на штевнях значительные нагрузки, направленные на отрыв ткани от боковин. Поэтому штевни усилены — прошиты синтетическими нитками через наколотые шилом отверстия с шагом 8—10 мм, а швы промазаны водостойким клеем.
И еще для защиты тканевого шарнира от истирания киль отсека дополнительно оклеен узкой полоской резины, вырезанной из старой велосипедной камеры. Борта отсека в середине — в местах максимального излома при раскрытии — прорезаны ножовкой на глубину 130 мм. Прорези заклеены накладками из той же прорезиненной ткани. Чтобы накладки при многократном раскрытии отсека не оторвались от фанеры, они, как и штевни, прошиты синтетическими нитками с тем же шагом 8— 10 мм и швы промазаны водостойким клеем.
Кромки бортов оклеены узкими полосками плотной ткани, которые придают отсекам законченный вид и предохраняют кромки от повреждений. Склеенные отсеки ошкурены, пропитаны олифой и окрашены снаружи и внутри двумя слоями эмали ПФ-115. Между собой отсеки соединяются проушинами — изогнутыми дюралюминиевыми пластинами, имеющимися в «носу» и «корме» каждого отсека. Проушины прикреплены к бортам винтами с потайной головкой через дюралюминиевые подкладки. На изготовление лодки мне потребовались три стандартных листа 4-мм строительной фанеры размерами 1525x1525 мм. Все заготовки боковин я вырезал за один прием дисковой пилой.
Для этого листы фанеры сначала распустил на полосы шириной 500 мм так, чтобы волокна ее наружных слоев были ориентированы в продольном направлении. Восемь полос сложил стопкой, скрепил по углам гвоздями, на верхнюю нанес по чертежу контуры боковины и просверлил бортовые отверстия и отверстия под винты крепления проушин. По намеченному контуру вырезал заготовки и ножовкой сделал по два параллельных пропила в бортах.
Изготовление отсеков из фанерных боковин и прорезиненных полосок с использованием водостойкого клея для дерева и ткани более качественно под прессом. Поэтому я применял простейший пресс: каждый склеиваемый отсек зажимал с помощью уголков и болтов между двумя листами ДСП, вырезанными по контуру боковины с небольшим припуском. Фанеру от ДСП отделял полиэтиленовой пленкой
. На берегу лодку я собираю в следующем порядке. Сначала все четыре отсека скрепляю одним центральным болтом. Для этого боковые отсеки ставлю рядом, а концевые (носовой и кормовой) размещаю между ними так, чтобы внутренние бортовые отверстия боковых и отверстия проушин концевых совпали. Сквозь эти отверстия пропускаю центральный болт с шайбами и завинчиваю гайку-барашек. Упираясь ногой в противоположный борт дальнего бокового отсека, оттягиваю борт ближнего на себя и вставляю между ними банку, совмещая ее штыри с внешними бортовыми отверстиями. Затем развожу борта концевых отсеков и вставляю распорки. На болты распорок надеваю проушины боковых отсеков и завинчиваю гайки.
Чтобы банки или распорки случайно не вырвались из рук и не нанесли серьезную травму, вставляю их штыри сначала в ближайшие к себе отверстия, а потом уже в дальние. Центральный болт и болты распорок не испытывают значительных нагрузок, поэтому сильно их гайки-барашки не затягиваю. При известной сноровке сборка тримарана занимает всего несколько минут. Разбираю его в обратном порядке. Когда всё разъединено, на скобы распорок навешиваю половинки весла. Плоские отсеки складываю в пакет; в середину (между отсеками) вкладываю банку, а снаружи, по бокам, — распорки, совмещая бортовые отверстия отсеков с отверстиями банки и распорок. Весь пакет скрепляю центральным болтом.
В упакованном виде масса лодки тримарана вместе с веслами — 18 кг. Переносить пакет на короткие расстояния можно с помощью ручки из дюралюминиевой трубки, прикрепленной шурупами к ребру банки. На большие расстояния пакет перемещается на самодельной разборной двухколесной тележке. Пакет на ней крепится двумя болтами: центральным (через прорези в трубчатых подкосах) и задним (через проушину одного из отсеков к петле на поручне). При изготовлении тележки я использовал колеса и ручку от детской прогулочной коляски, алюминиевые трубы-ножки от кровати-раскладушки и стальные трубы прямоугольного сечения от рамы письменного стола. Колесные вилки и поперечина тележки соединяются двумя горизонтальными закладными болтами Мб с полукруглой головкой, квадратным подголовком и гайкой-барашком.
В свою очередь, поперечина и поводок поручня — одним вертикальным болтом М6 с простой полукруглой головкой. Грузоподъемность тримарана на воде около 100 кг. В его кормовом и носовом отсеках достаточно места для размещения походного снаряжения. Кроме того, конструкция позволяет при необходимости собирать ее из трех отсеков, оставляя четвертый (скажем, поврежденный) на берегу. В этом случае осадка лодки увеличивается не намного. Лодка пригодна для прогулок, рыбной ловли и охоты на небольших реках, озерах и в прибрежной полосе крупных водоемов.
В течение последних шести лет она эксплуатируется на Волгоградском водохранилище в окрестностях Саратова. Лодка тримаран легко преодолевает волны высотой до трети метра от катеров и теплоходов. Аварийный запас плавучести на открытой воде ей обеспечивают две слегка накачанные мотоциклетные камеры. Они размещаются в оконечностях лодки горизонтально и надежно удерживаются под распорками без дополнительного крепления.
(Автор: П.УСОВ, г. Саратов)
Складная лодка тримаран в готовом к плаванию виде: 1,6 — носовой и кормовой отсеки; 2,5 — распорки; 3,7 — боковые отсеки; 4 — банка Вариант лодки из трех отсеков Пресс для склейки отсеков: 1 — панели (ДСП, лист s 16); 2 — прижим (стальной уголок 36x36x4, 10 шт.); 3 — болт M10x70 (10 шт.); 4 — склеиваемый отсек Отсек в сборе: 1 —проушина (Д16Т, полоса s4, 2 шт.); 2 — боковины (фанера s4); 3 — верхняя окантовка (ткань, 4 шт.); 4 — накладка (прорезиненная ткань, 2 шт.); 5 — подкладка (Д16Т, полоса s 1,5, 2 шт.); 6 — шуруп М5 (4 шт.); 7 — тканевый шарнир (прорезиненная ткань); 8 — нижняя окантовка (резина); 9 — рояльная петля Центральный узел соединения отсеков: 1,7 — носовой и кормовой отсеки; 2,8— боковые отсеки; 3 — накладка из прорезиненной ткани; 4 — центральный болт М6х110; 5 — шайба 9x32x2,5 (2 шт.); 6 — проушина Банка: 1 —брус; 2 — ручка (алюминиевая труба 16x1,5); 3 — бортовая накладка (фанера s5, 2 шт.); 4 — штырь М8 (2 шт.) Распорка: 1 —брус; 2— упор (2 шт.); 3 —болт М8 (2 шт.); 4 — шуруп 4x20 (2 шт.); 5 — скоба подвески весла (сталь, полоса s2, 2 шт.) Лодка в упакованном виде: 1 —пакет сложенных отсеков; 2,6— половинки разъемного весла; 3 — носовая распорка (кормовая — с обратной стороны пакета); 4 — центральный болт с шайбами и гайкой-барашком; 5 — банка (между отсеками) Поручень тележки: 1 — поводок (стальная труба 28x25x1,5); 2 — стальная заклепка (диаметром 5, 2 шт.); 3 — проставка (алюминиевая труба 22x2); 4—ручка (алюминиевая труба 18x2) Разборная тележка для перевозки лодки: 1 — вилка; 2 — подкос; 3 — поперечина; 4 — болт М6 с гайкой-барашком; 5 — поручень Вилка тележки: 1 — болт М5 (2 шт.); 2 — перо (алюминиевая труба 22x2, 2 шт.); 3—корпус (стальной швеллер № 5); 4 —болт М6 (с полукруглой головкой, квадратным подголовком и гайкой-барашком) Подкос тележки (алюминиевая труба 22x2, 2 шт.) Поперечина тележки: 1 —опорная площадка (Д16Т, 2 шт.); 2 — винт М6 (4 шт.); 3 — балка (стальная труба 28x25x1,5); 4 — контргайка М6 (4 шт.) Положение упакованной лодки на тележке: 1 — пакет сложенных отсеков; 2— тележка; 3 — передняя точка крепления (центральный болт М6х110); 4 — задняя точка крепления (болт М6х60)
Разборное весло: 1 — алюминиевая заклепка; 2 — лопасть (Д16Т, лист s1,5); 3 — хомут; 4 — веретено (Д16Т, труба 16x1,5, 2 шт.); 5 — муфта (Д16Т); 6 — винт МЗ (2 шт.). Показана левая половина весла. Правая — зеркальное отражение
|