Корпус лодки амфибии (рис.1) с малой килеватостью склепал из дюралюминиевых (Д16) листов толщиной 1,5 мм и уголка 30x30 мм. Днище изнутри покрыл эпоксидной смолой со стеклотканью и снабдил стреловидным поперечным реданом (31). Он выполнен по рекомендациям журнала «Катера и яхты»», когда от воздухозаборников (25), расположенных на палубе по обоим бортам, в зареданное пространство подается воздух.
Благодаря этому устройству и транцевым плитам (27) средняя скорость лодки амфибии возросла на 5 км/ч, ход же катера стал мягче, так как удары о днище на большой волне значительно ослабли. Для защиты пассажиров от брызг и дождя рубку катера оснастил остеклением (11) и крышей (32), которая при желании снимается, разбирается и укладывается за спинкой переднего сиденья. Носовой отсек (форпик), имеющий только люк (39) размером 450x350 мм в перегородке (38), полностью герметизирован. В одном из наших походов такая конструкция предотвратила большую беду: возвращаясь ночью в лагерь, на скорости около 50 км/ч налетели на неосвещенный бакен и получили пробоину в форпике, он наполнился водой, однако катер с дифферентом на нос остался на плаву и мы с трудом, но дошли до своего залива.
В моторном отсеке размещен двигатель (15) от ГАЗ-21 со сцеплением, коробка передач (17) от автомобиля «Победа», самодельная раздаточная коробка (19), лебедка (68) и другие агрегаты силовой установки и трансмиссии. Все это закрывается легкооткидывающимся капотом (16). Что касается двигателя, то вначале я поставил мотоциклетный от Иж-49 мощностью 10 л.с. Конвертировал его под воду, но скорость катера с ним оказалась всего 15 км/ч. Такое положение дел меня не устраивало, и решил купить в комиссионном магазине 75-сильный «волговский».
Изготовил для него радиаторы: масляный (65) и водяной (30) с коловратным насосом БНК-12 (64), на выхлопной коллектор наварил рубашку водяного охлаждения (48). Привод насоса и вентилятора масляного радиатора осуществляется ременной передачей от маховика двигателя. Испытания показали, что в таком варианте амфибия может развивать скорость по земле до 25 км/ч, а на воде до 55 км/ч. Мощности двигателя вполне хватает для буксировки воднолыжника и остается еще небольшой запас.
В качестве движителя использовал бронзовый трехлопастный винт (наружный диаметр 440 мм), установленный на откидной угловой колонке. Передача крутящего момента на него от ведущего вала — с помощью разъемной кулачковой муфты и встроенного в корпус колонки редуктора, состоящего из двух конических передач (i1=0,55, i2=1). Для первой использованы шестерни от заднего моста автомобиля ГАЗ-51 (полуосевая z1=20 и сателитная z2=11), а для второй — пара шестеренок (z3=z4= 17), сделанных из стали 12ХНЗА и цементированных.
Причем первая (верхняя) пара омывается маслом, охлаждаемым забортной водой, пропущенной через встроенный в картер колонки змеевик. Редуктор колонки нереверсивный, поэтому на воде используется прямая и задняя передачи КП. При движении задним ходом для исключения откидывания колонки вверх она запирается специальной защелкой. Рукоятка управления запорным механизмом вынесена на пост водителя. Руль лодки амфибии приводится в действие тросами, проложенными по бортам между двумя катушками (на штурвальной колонке и за транцевой доской), и далее трансмиссией, состоящей из горизонтального вала с разъемной кулачковой муфтой, червячного редуктора и вертикального вала.
Подъем и опускание угловой колонки осуществляется электродвигателем (МА-40А) с червячно-шестеренчатым редуктором и катушкой для намотки троса, закрепленного вторым концом на корпусе редуктора рулевого механизма (23) и перекинутого через блок кронштейна подъема (22). Шасси выполнено по трехколесной схеме: переднее колесо поворотное, задние — ведущие. Все колеса легко снимаются и устанавливаются на воде, причем переднее — вместе с системой управления (карданный вал). Для монтажа переднего колеса с палубы в носовую рулевую катушку вставляется и контрится болтом вал верхней секции кардана. Затем колесо с опорой, сделанной в виде ложемента и служащей одновременно корпусом поворотного конического редуктора, заводится под киль амфибии, «как на вожжах», с помощью четырех тросовых растяжек (2).
Последние имеют талрепы (40), которыми опора надежно притягивается к днищу. Заднее колесо вместе с переходником крепится к полуоси одним болтом (рис.2). Крутящий момент от двигателя через КП передается карданным валом от ГАЗ-69 (рис.1, поз. 18) на раздаточную коробку, разделяющую трансмиссию на три ветви: к винту, ведущим колесам и лебедке. Последние две ветви могут быть включены одновременно. Передача к винту осуществляется напрямую через резино-металлическую муфту (20), ко второй ветви - цепной передачей, через дифференциал (52) и колесные редукторы (размещенные вместе с дифференциалом в одном герметичном корпусе из жести), соединительный карданный вал (67), полуоси и шлицевые муфты. Колесные редукторы с небольшим передаточным отношением (i--0,83) служат для увеличения дорожного просвета и для применения блокировки дифференциала, облегчающей выезд амфибии из воды на пологий берег.
При движении по земле торможение производится тормозным барабаном от мотоцикла К-125, который прикреплен к фланцу дифференциала. Перед выходом амфибии на сушу ставятся колеса, поднимаются колонка и транцевые плиты, в выхлопную трубу вставляется гильза-глушитель, переключаются водяные краны и надевается ремень на вентилятор радиатора. Если выезд пологий и колеса коснулись дна — включается блокировка дифференциала. В случае затрудненного выхода на берегу закрепляется трос лебедки, которая создает дополнительное усилие в 1 т. «Амфа» эксплуатировалась не одно десятилетие.
На ней сделано много походов по Волге и ее притокам. А сколько радости доставляло катание на водных лыжах! Конструкция амфибии, в том числе и откидной колонки, полностью себя оправдала. За все это время гребной винт ни разу не повреждался, хотя на мели налетали много раз. Не поверите — «Амфа» и сейчас смотрится как новенькая.
(Автор: В. ЛЕБЕДЕВ, г. Долгопрудный, Московская обл.)
Рис.1. Компоновка амфибии (на виде сверху поз.24 показана в опущенном положении, поз. 11 и 16 условно не показаны): 1 - - катушка носовая рулевая, 2 — тросы колеса крепежные (сталь, диаметр 4,5), 3 — фара, 4 -- круг спасательный, 5 — ролики, 6 — катушка управления колесом, 7 — щиток приборный от автомобиля «Победа» М-20, 8 — огонь топовый, 9 -— зеркало заднего вида. 10 — катушка управления рулем, 11-- остекление рубки (оргстекло, лист, s8). 12 спинки сидений съемные, 13-- бимс (Д16Т. уголок 30x30), 14 - краны водяные, 15-- двигатель, 16 — капот моторного отсека, 17 — коробка передач (КП). 18 — вал карданный (от автомобиля ГАЗ-69), 19-- коробка раздаточная, 20— муфта резинометаллическая, 21 --узел подшипниковый, 22 — кронштейн подъема откидной колонки. 23 — редуктор руля червячный, 24 — колонка откидная, 25 — воздухозаборники, 26 - огни бортовые, 27 — плита транцевая (пенопласт), 28 — колесо (660x220), 29 — аккумулятор 6СТ-55, 30 - радиатор водяной. 31 — редан, 32 — крыша рубки в сложенном положении (Д16Т, лист, s1 ), 33 — педали, 34-- редуктор поворота колеса с ложементом, 35 — колеса передние (300x125). 36 — вал карданный (30ХГСА, труба 35x2,5), 37 — соединения шарнирные, 38 -- перегородка герметичная, 39 — люк форпика, 40— талреп, 41 — приборы контроля работы двигателя, 42 — рукоятка блокировки дифференциала, 43 —-рукоятка воздушной заслонки карбюратора, 44 -- манетка фиксатора «газа», 45 -- рычаг переключения передач, 46 — замок зажигания, 47 — бензобак (объем 22 л), 48 — рубашка охлаждения выхлопного коллектора, 49 — муфты соединительные, 50 — рычаг блокировки дифференциала, 51 —редуктор колесный, 52 дифференциал, 53—звездочка z=18 (от мотоцикла Иж-59), 54-- барабан тормозной, 55 – глушитель, 56 — трос управления передним колесом, 57 трос лебедки, 58 — указатель скорости (лаг), 59—тумблер подъема колонки, 60 — рукоятка фиксации колонки при заднем ходе, 61 — утки, 62 — трубка подачи воздуха в зареданное пространство (4 шт.), 63 -- багор, 64 -- насос водяной БНК-12, 65-- радиатор масляный, 66 — кардан (от мотоколяски СзД). 67 — вал соединительный (30ХГСА, труба 30x7), 68 — лебедка, 69 — фильтр водяной. Рис.2, Узел крепления ведущих колес (левый): 1 — муфта соединительная (сталь З0ХГСА), 2 — штифты (сталь 45, пруток диаметр 8), 3 — вал соединительный (сталь 30XГСА), 4 — подшипник 7000106, 5 — винт М5 крепления корпуса манжеты, 6 — обшивка катера, 7 — обтекатель (пенопласт), 8-- болт М6 крепления обтекателя, 9 — переходник (сталь ХВГ), 10 — ограничитель (винт М6), 11 -- диск колеса (Д16ТВ), 12 — болт М8, 13 — спецболт М16x2 крепления колеса (сталь З0ХГСА), 14 — полуось (сталь ХВГ), 15 — манжета 1-30x52-3, 16 — корпус манжеты (СтЗ), 17 — винт М5 стопорный, 18 — проставка (Д16Т), 19 -- корпус подшипника (СтЗ). Рис.3. Раздаточная коробка: 1 — подшипник 7000105 (2 шт.), 2 — шестерня (укороченная, от первой передачи КП М-20), 3 — подшипник 7000106 (4 шт.), 4 — фланец соединения с валом от КП М-20, 5 — штифты (сталь 30ХГСА, пруток диаметром 5), 6 — валы (укороченные вторичные валы от КП М-20), 7 — штифт (сталь 30ХГСА, пруток диаметром 6), 8 — стенка картера боковая (Д16ТВ), 9 — винт М6, 10 — крышки картера (Д16ТВ), 11 — шестерни скользящие (от первой передачи КП М-20), 12 — фланец (сталь 45), 13 — звездочка привода дифференциала (z=19, от Иж-49), 14 — болты М8, 15 — муфта резинометаллическая, 16 — вал подшипникового узла, 17 — шестерни конические (z1=z2=19, сталь 20Х), 18 — подшипник 60202(2 шт.), 19 - - вал привода лебедки.
Рис.4. Носовая рулевая катушка: 1 — подшипник 7000106, 2 — катушка (Д16Т), 3 — вал катушки (сталь 30ХГСА), 4 — вал карданный, верхняя секция (сталь 30ХГСА), 5 — болт М8, 6 — винт Мб, 7 — щека крепежная (сталь 20, лист, s2, 2 шт.), 8 --втулка распорная (Д16Т), 9 — корпус (сталь 45).
Рис.5. Редуктор колесный (левый): 1 - - манжета 1-25x42-3 (2 шт.), 2 корпус манжеты (Д16ТВ), 3 --вал выходной (сталь З0ХГСА), 4 — подшипник 7000105 (5 шт.), 5 — шестерня (z=18, заднего хода от КП ГЛЗ-51), 6 — винт М6, 7 шестерня (z=22), 8 — полуось дифференциала, 9 шестерня (z=22), 10 — вал промежуточный (сталь З0ХГСА), 11 — штифт (сталь 45, пруток диаметром 8), 12 — муфта блокировки дифференциала (от главной передачи мотоколяски СЗД), 13 — картер редуктора (Д16ТВ), 14—вал соединительный левого колеса. Рис.6. Редуктор поворота переднего колеса: I — вилка (сталь 45), 2 — сальники, 3 — втулка (БрСЗ0), 4 -- втулка (сталь 45), 5 - втулка (БрСЗ0), 6 — вал карданный, нижняя секция (сталь З0ХГСА), 7 —трос крепления колеса (диаметр 4,5), 8 — основание ложемента (Д16Т, лист, s7), 9 — стойка ложемента (Д16Т, 2 шт.), 10 — болт М8 крепления троса, 11 —покрытие (резина, лист, s2), 12 — обшивка (Д16Т, лист, s2). 13 — винты М5, 14 винты М4, 15 — стремя (сталь 30, пруток диаметром 8), 16 — корпус редуктора (Д16Т), 17 — подшипник 7205, 18 - вал (сталь З0ХГСА), 19 — штифт (сталь 45, пруток диаметром 10), 20 — шестерня коническая (сталь 20Х, z=16), 21 - шестерня коническая (сталь 20Х, z=28).
|