Повышенный спрос на малые яхты "народного потребления" - для прогулок, туризма и семейного отдыха - существовал всегда. Если ранее его пытались удовлетворить продажей яхт типа "Ассоль", "Нева" и т.д., то сегодня этот стареющий флот по количеству и по качеству не может удовлетворить растущие запросы желающих иметь подобную яхту. Выпускаемые в настоящее время серийные суда такого класса, даже отечественного производства, своими "запредельными" ценами попросту отпугивают большинство яхтсменов.
Любители паруса вынуждены решать проблему своими силами: строить "семейную" яхту самостоятельно. Как правило при этом, по понятным причинам, приходится использовать проекты из журнала "Катера и яхты" 20…30-летней давности. Эти проекты несомненно составляют "золотой фонд" отечественного малого судостроения, но все-таки они неизбежно устаревают… Вниманию судостроителей-любителей предлагается новый проект -"Пилигрим 590", выполненный в свете современных тенденций развития яхтинга и технологических возможностей сегодняшних "самодельщиков".
Концепция проекта. Разрабатывая этот проект, мы ставили перед собой цель предложить читателям небольшую, современную крейсерскую яхту, недорогую и технологичную в любительской постройке из листов фанеры. Для семейного экипажа первостепенными качествами окажутся простота в управлении, достаточно высокий комфорт, безопасность в эксплуатации на внутренних водах и в прибрежной зоне морей. Основной вариант "Пилигрима" снабжен швертом, что делает доступными мелководные акватории. Возможен также вариант яхты с балластным килем. Вспомогательным средством движения служит подвесной мотор мощностью около 8 л.с., навешиваемый на транец.
(для увеличения любого чертежа кликните по нему).
Транспортабельность и хранение. "Пилигрим 590" - это в полной мере автомобильная лодка: она не только перевозится на трейлере, но по своим габаритам может храниться в стандартном гараже. Благодаря плоскому участку днища на миделе и в корме, яхту можно вытаскивать на берег и хранить даже без кильблоков.
Архитектура корпуса и палубы. Обводы корпуса многоскулые, с разворачивающейся на плоскость обшивкой; увеличенный объем носа улучшает всхожесть на волну. Широкая кормовая оконечность и смещение центра величины в корму на 6 % LWL обеспечивают правильную посадку яхты при нахождении экипажа в кокпите. Применение надстройки "от борта до борта" позволяет получить более просторную каюту, упростить постройку и существенно повысить остойчивость на больших углах крена. Если яхту положит парусами на воду, объем надстройки создаст необходимый восстанавливающий момент, поэтому нет необходимости использовать тяжелый балластный киль. Положительными сторонами такого решения являются снижение веса на трейлере, уменьшение объема пенопласта, необходимого для обеспечения аварийной плавучести. Просторный самоотливной кокпит длиной 2.1 м - основное место пребывания экипажа в хорошую погоду. Широкий входной люк используется также для эффективной вентиляции каюты. Особое внимание уделено дизайну внешнего вида "Пилигрима": не секрет, что "самоделки" в этом отношении зачастую сильно проигрывают. Поэтому применены более эстетичные многоскулые обводы, граненая форма надстройки и "хитрые" контуры иллюминаторов. В то же время, экстерьер яхты не должен быстро устареть, как это бывает с "ультрамодными" лодками.
Общее расположение. "Пилигрим 590" имеет несимметричную компоновку каюты: за счет отказа от традиционной схемы удалось повысить обитаемость и комфорт, и как нам кажется, наилучшим образом утилизировать внутреннее пространство. Эффект объемности помещений усиливается просторной надстройкой и большими иллюминаторами. В форпиковой части яхты выгорожен рундук; сдвоенная носовая койка переходит в диван. У миделя по левому борту расположен уютный обеденный уголок, по правому - просторный камбуз, высота в каюте 1.35 м. Пространство под кокпитом отведено под двуспальную койку. Для хранения подвесного мотора, газового баллона и шкиперского имущества используется изолированный рундук по левому борту, доступный через открывающуюся банку кокпита.
Шверт и руль. Шверт поворотного типа изготавливается из листового материала, он заподлицо убирается в корпус яхты. Навесной руль имеет подъемное перо.
Парусное вооружение и палубное оборудование. Мачта раскреплена штагом и одной парой вант, отнесенных в корму и проведенных через короткие краспицы. Проектом предусмотрены грот с большим "серпом" и стаксель с закруткой; возможно использование асимметричного спинакера. Небольшие размеры парусов позволяют обойтись минимальным комплектом палубного оборудования.
Остойчивость, непотопляемость и ходовые качества. Увеличенная ширина по КВЛ придает яхте высокую начальную остойчивость. Как видно из приводимой диаграммы остойчивости, применение надстройки существенно повышает остойчивость на больших углах крена, по сравнению с "гладкопалубным" вариантом (показан пунктиром). Масса внутреннего балласта, укладываемого в корпус "Пилигрима 590", должна составлять не менее 160 кг. Непотопляемость яхты и экипажа обеспечивается 0.7 м3 пенопласта, расположенного в форпике, под кормовой койкой и у бортов в корме. Хотя от яхты не следует ожидать высоких результатов в гонках, тем не менее мы постарались обеспечить ей неплохие ходовые качества. Увеличенная длина по ватерлинии и эффективная парусность делают "Пилигрим" более быстроходным по сравнению с круизерами "Микро", не говоря уже об "Ассоли".
Сверху: теоретический чертёж. Справа: конструкция корпуса. Внизу слева: шпангоутные рамы. Внизу справа: раскрой обшивки рубки и схема сборки корпуса.
www.ukryachting.net
|