В 1987 году, еще до "перестройки", я приобрел набор корпусной секционной мебели "Галактика". Набор полированный, но без каких-либо украшений. Словом, одна голая полировка. Долго думал, как украсить мебель, и решил остановиться на гравировке, для чего пришлось сконструировать небольшой станочек. Все детали к станку изготовил в домашних условиях из подручных материалов. Никаких токарных работ не осуществлял. Станок прост в изготовлении, что хорошо видно на рис. 1.
|
Сначала я подготовил для станка две пластины. Верхнюю пластину вырезал из гетинакса (текстолита) толщиной 1...1 .5 мм. На ней с помощью трех болтов (они на рис. 1 не видны) установил электродвигатель типа "ДП39-0,1-2" или "ДПБ-1-0,2" (такими двигателями были оборудованы магнитофоны выпуска 80...90 годов, например, "Весна", "Карпаты", "Электроника"). Над двигателем укрепил свинцовый груз, чтобы сверло-фреза плотнее прижималось к полированной панели (к обрабатываемой поверхности). Груз, вес его примерно 0.7...1 кг, отлил из свинца, заполнив последним жестяной корпус.
Нижнюю пластину (по форме она аналогична верхней) сделал уже из оргстекла толщиной 4...5 мм.
Далее, изготовив три Г -образ-ные шпильки диаметром 3 мм (рис. 2), одну из них прикрепил к
|
верхней пластине, а две других - к нижней, предварительно нарезав на длинном конце каждой шпильки резьбу МЗ. При установке шпилек их загнутые концы смазывают эпоксидной смолой и вставляют в специально подготовленные в пластинах отверстия. Данные шпильки понадобятся нам для фиксации пластинки, которая послужит упором при фрезеровании прямых линий, расположенных по периметру дверок стенки. Для шпилек я подобрал гвозди диаметром 3 мм.
Верхнюю и нижнюю панели я соединил тремя 3-миллиметровыми гвоздями-ножками длиной 80...90 мм. По всей длине гвоздей нарезал резьбу МЗ, а к их шляпкам эпоксидной смолой приклеил скользуны из оргстекла, которые позволили перемещать станочек в
разных направлениях по обрабатываемой поверхности, не царапая ее.
В качестве фрезы я взял сверло диаметром 4 мм. Сверло укоротил, оставив у него рабочую часть длиной около 10 мм (рис. 3), и хорошо его заточил. С валом электродвигателя сверло соединил так. На
|
хвостовик сверла надел, а точнее набил, металлическую трубку подходящего диаметра, при этом трубку на хвостовик насадил не полностью, оставив сзади "втулку" длиной 6...7 мм. Внутрь этой "втулки", то есть трубки, налил эпоксидную смолу, и пока смола не затвердела, собрал станок (см. рис. 1), вставив в процессе сборки вал электродвигателя во "втулку" сверла. Проследил, чтобы центральные оси вала электродвигателя и сверла точно совпадали. Хотя это и трудновато, но осуществить все же можно. А если кому подобное соединение не понравится, пусть делает по-своему.
Теперь остается только отрегулировать положение сверла-фрезы, чтобы рабочая часть последнего была на 0,3...0,5 мм ниже уровня "подошв" скользунов (рис. 4). Выставляем сверло с помощью верхней пластины, фиксируя ее на ножках в нужном положении гайками (см. рис. 1).
При гравировании прямых линий укреплял на станочке пластинку-упор и, прижимая упор к краю дверки, двигал станочек вдоль этого края, включив, конечно, двигатель. Расстояние между линией и краем дверки регулировал, переставляя на орнаменту, а не геометрическому (рис. 5). На этом рисунке показан всего один раппорт узора (напомню, что раппорт - это повторяющаяся часть какого-либо рисунка).
![](http://sdelai-sam.do.am/_ph/1/2/200173918.jpg)
|
По этому раппорту я приготовил трафарет, и уже с его помощью нанес водо-эмульсинной краской узор на полированную поверхность дверки, используя для этого губку. После того, как все узоры были «нацарапаны», то есть требует большой усидчивости. А гравируя, плотнее прижимайте станочек к обрабатываемой поверхности.
шпильках упор. При работе оказалось, что криволинейные линии формировать проще, чем прямые. Поэтому при разработке узора я отдал предпочтение растительному
|
![](http://info.rove.biz/forum/e1454g5y23123wmv21_files/e1454g5y23123wmv21-85.jpg) |
гравировальные работы закончились, развел бронзовый порошок масляным лаком (или олифой) и заполнил получившейся краской все линии -углубления узора. Излишки краски, попавшей на полированную поверхность, стер тряпочкой, смоченной в ацетоне.
И последнее. Выпрямитель для питания электродвигателя легко изготовить по простой двухполупериодной схеме (рис. 6), используя диоды VD1...VD4 типа Д226. Трансформатор Т1 подойдет любой с напряжением на вторичной обмотке 8... 13 В. Конденсатор С1 - 200... 1000 мкФ на рабочее напряжение 20...25 В. Электродвигатель соединяется с выпрямителем гибким многожильным проводом.
|
|