У модели, которую вы видите на рисунке, удобная для запуска обтекаемая форма. С помощью резинового амортизатора — катапульты, чем-то похожей на рогатку, вертолет забрасывают вверх на несколько десятков метров, энергия растянутой резины полностью расходуется на набор высоты. Только там лопасти раскрываются, и вертолет плавно опускается на землю. Хорошая игрушка должна обладать по крайней мере двумя противоречивыми свойствами: с одной стороны, должна выдерживать суровое обращение юных авиаторов, а с другой — совершать продолжительный полет. Всеми этими качествами обладает модель. Она состоит из фюзеляжа 6 и хвостовой балки с килем 5. Киль препятствует действию вращательного момента от лопастей и служит одновременно задним колесом шасси. В качестве материалов для изготовления фюзеляжа и киля подойдут плотный картон или шпон, склеенный в несколько слоев, или опять же дощечки от тарных ящиков. Обратите внимание на характерные вырезы в передней части фюзеляжа. Здесь стенка втрое тоньше, чем в любом другом месте. Благодаря этим вырезам стойка ротора фиксируется в двух положениях: в горизонтальном — при запуске и в вертикальном, когда модель опускается с высоты. Стойку роторов выточите из бука или другого твердого дерева на токарном станке. Пропил на нужную глубину выполните ножовкой. Резиновое кольцо 3 будет удерживать стойку в вертикальном положении, когда лопасти вертолета начнут вращаться. Проволочные ноги переднего шасси жестко соединены со стойкой ротора и перемещаются вместе с нею. На концах ног крепятся колесики. Шпилька, которая сверху выступает над ротором, проходит сквозь стойку 1. Ее верхняя часть изогнута, образуя крючок. При запуске за него цепляют петлю резинового стартера 8. Втулка ротора — сложная, составная. Приблизительно на середине ее разделяет шайба. Благодаря внутреннему отверстию ротор свободно вращается на шпильке. На нижней поверхности втулка имеет петли, к каждой из которых крепится лопасть винта 2. Петли изготовляются из жести, а подходящий материал для лопастей — шпон. Резиновые кольца 7 связывают шайбу с крючками на каждой лопасти. Их назначение — удержать лопасти в горизонтальном положении, не дать им сложиться под действием собственного веса. В нижней части фюзеляжа закрепите стержень с резьбой. Это противовес 4. По резьбе перемещается гайка — небольшой грузик . Он обеспечивает плавное регулирование положения центра тяжести игрушки относительно оси ротора. Чтобы придать обтекаемую форму игрушке, стойку 1 перед запуском отведите вперед, растянув при этом резинку 3. Лопасти ротора сложите вдоль фюзеляжа (резинки 7 при этом растянутся). В сложенном состоянии модель зажимается между большим и указательным пальцами левой руки так, как показано на рисунке. Резинку стартера 8 зацепите за крючок ротора. Растяните рогатку правой рукой и запустите вертолет. Он в сложенном состоянии взлетит довольно высоко. Как только набор высоты прекратится, лобовое сопротивление от набегающего потока воздуха уменьшится. Лопасти под действием растянутых резинок раскроются и начнут вращаться. Стойка ротора займет вертикальное положение. Игрушка медленно «парашютирует» на землю. От того, где на выступающем стержне противовеса вы зафиксируете грузик 4, зависит не только балансировка игрушки. Если грузик установлен так, что хвостовая часть модели уравновешивается носовой, вертолет будет опускаться почти вертикально. Но можно добиться эффектного спуска не по вертикали, а под углом к горизонту. В этом случае гайка-грузик передвигается ближе к краю. Центр тяжести вертолета смещается к носу, тогда он приземляется на значительном расстоянии от места запуска.
|