«Лишь бы ветер дул»
Я всегда хотел построить ветряк, чтобы его энергию использовать для обогрева дома, работы сельскохозяйственных механизмов, бытовых электроприборов и инструментов.
Изучил литературу, сконструировал на свой лад 12-лопастный агрегат с понижающим редуктором наверху. Многолопастные агрегаты тихоходные, но я специально сделал 12 лопастей, рассуждая так: сниму через одну лопасти, будет 6-лопастный агрегат, могу его сделать 4-лопастным или даже 2-лопастным - самым скоростным (рис. 1).
Лопасти вырезал из дюралюминия толщиной 6 мм, длиной 650, шириной в верхней части 390, нижней 57 мм. Зажал в тиски и развернул на одинаковый угол (от угла атаки зависит чувствительность к ветру и мощность). Сверлил их на кондукторе, чтобы были взаимозаменяемыми. Вес каждой подгонял на весах.
Нашел железный барабан от какого-то агрегата. Отверстие на нем со шпоночной канавкой подходило для вала диаметром 30 мм. Разделил барабан на 12 частей. На гибочном станке из труб внутренним диаметром 15 мм согнул 12 стволов, отрезал их на равные уголки. Приварил по меткам к барабану. Для прочности соединил дополнительно между собой сваркой. Сверху положил металлическое кольцо и все уголки соединил в нем сваркой.
Для крепления лопастей взял металлический прут диаметром 20 мм. Нарезал 12 кусков по 200 мм. Один конец проточил для плотной посадки на уголки из труб. На фрезерном станке все 12 кусков обработал для плотного крепления лопастей. В стержнях просверлил по 2 отверстия, нарезал резьбу. Стержни прикрепил к лопастям. Барабан положил на ровное место, вставил стержни расточенными концами в уголки труб и приварил все лопасти. Ветроколесо готово (рис. 2).
Редуктор тоже самодельный. Сварил железную коробку 150х150х150 мм со съемной крышкой. Спереди приварил трубу, сделал в ней гнезда и закрепил 2 подшипника № 306 для вала лопастей. Наружный подшипник желательно брать с одной закрытой стороной. На конце вала в коробке посадил угловую шестерню с 11 зубьями от сателлитов заднего моста автомашины ГАЗ-51. На другом конце вала я сделал то же самое, но угловую шестерню взял с 20 зубьями. Получил редуктор с прямой угловой передачей и коэффициентом уменьшения 1,8. Редуктор заполнил солидолом и крышку закрепил болтами.
К корпусу редуктора приварил 4 отрезка трубы длиной 770 мм, внутренним диаметром 15 мм. На эту своеобразную раму прикрепил "хвост" (дюраль 1000х1000х2 мм), чтобы ветряк постоянно поворачивался на ветер. Ветряк ведь как флюгер, всегда показывает наличие и направление ветра.
Поворотная опора - это отрезок трубы диаметром 82 мм. Внутри - два подшипника № 307. К нижнему концу опоры приварен фланец. Основание ветряка изготовлено так, что его можно поставить на треногу из труб диаметром 76 мм.
Устанавливают стойку, на конец которой приварена пята. В яму насыпают речной песок толщиной 2 м и сильно трамбуют. Стойку ставят в яму (глубина 1,2 м) и бетонируют. Чтобы она была устойчивой и не качалась, ее закрепляют 4 растяжками. К стойке приварена лестница. Ветряк располагают высоко, где больше скорость ветра.
Для установки генератора с одной стороны стойки приварена рама из уголков, с другой 2 угольника, забитых в землю. Генератор закреплен шарнирно для регулирования натяжения ремня.
Выше генератора закреплен угловой редуктор. На выходной вал его и генератора посажен 3-ручьевый шкив разного диаметра.
В домашних условиях при изготовлении ветряка проще использовать электросхему автомобиля или трактора, только достаточно мощных. К тому же заимствовать узлы следует комплектно: генератор, реле-регулятор, аккумулятор.
|