Возможность использования тренажеров в таких традиционных системах единоборств как айкидо и айки-дзюцу многие отрицают. Ведь борцам более чем кому-либо другому требуются живые партнеры. Это в каратэ контакт бьющей руки и ноги с телом противника ограничен долей секунды, что позволяет широко использовать разнообразные тренировочные устройства для совершенствования ударной техники. В борьбе захват и бросок (либо болевое удержание) требуют намного больше времени и всегда связаны с сопротивлением противника. Однако кроме умения бросать, необходимы еще и рефлексы, позволяющие быстро, точно и сильно взять свой захват либо сбить захват противника. Наработка подобных рефлексов и в системах, основанных на принципе «айки» (т.е. соединения внутренней энергии, физической силы, воли в одно целое) — где главным является отнюдь не ломовая сила, а точные быстрые движения, позволяющие бросить противника в ту сторону, куда он сам двигался — требует длительных систематических тренировок с партнером. Чтобы понять суть рефлекса, надо запомнить, что нервные окончания в руках (около 150 окончаний на один квадратный сантиметр кожи) реагируют сразу на несколько параметров твёрдость материала, его температуру, габариты, конфигурацию, динамическое состояние. Сигналы от нервных окончаний в коже рук поступают по нервным волокнам в головной мозг, а там преобразуются в определенные команды, направляемые мозгом в руки для совершения ими соответствующих действий. Скорость движения нервного импульса от конечностей в мозг составляет 9 метров в секунду, скорость же передачи сигналов в нейронах головного мозга достигает 110 метров в секунду. Таким образом, наработка рефлексов имеет в своей основе развитие специфической чувствительности рук. Как говорил Уэсиба, «противника не вижу, но ощущаю» (Кстати, туже цель преследуют упражнения «чи сао» в ушу стиля Вин Чун). Необходимо «приучить» мозг мгновенно реагировать на любое действие противника, «ощущаемое руками», причем реагировать свободно, с высокой степенью отклонений от запрограммированных ощущений. Ведь любое отклонение сигналов от привычных характеристик замедляет скорость реакции, так как мозгу приходится «по-новому» обрабатывать поступающую информацию. Например, фехтовальщик виртуозно владеет своей шпагой. Но взяв в руки другой ее образец (с иной формой рукояти, другого веса, чуть короче или длиннее), он сразу же утратит прежнюю свободу движений. Добавьте к этому стрессовое состояние, сила которого прямо пропорциональна значимости поединка. Если он тренировочный, то стресс минимальный; если соревновательный — значительно сильнее; если происходит сражение за собственную жизнь — стресс достигает максимума. Между тем, стресс отбирает у бойца значительную часть его умения драться, и чем хуже он владеет своими эмоциями, тем эта часть больше. Вот почему так важна для боя рефлексивность: «ум в смятении, а руки делают»! На Востоке издавна знали эти особенности психики. Мастера рукопашного боя всегда там стремились к свободному владению различными видами холодного оружия и разнообразной техникой «голых рук». Например, великий фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) говорил, что надо уметь работать мечами разной длины и веса, чтобы не стать рабом какой-то одной его модели. Он сам великолепно демонстрировал такое умение. Достаточно сказать, что Миямото был способен успешно сражаться даже лодочным веслом вместо стального клинка! Но вернемся к использованию тренажеров для выработки рефлексов. Поскольку в айкидо и сходных системах (айки-дзюцу, хап-кидо, циньна) самозащита строится в основном на захватах рук, постольку и тренажеры должны имитировать в первую очередь верхние конечности противника. Самым простым, доступным и дешевым тренажером является обыкновенное бревно длиной метр-полтора и диаметром 5—8 сантиметров, что соответствует толщине предплечья человека средней комплекции. Впрочем, чем бревно толще (предел — 15 сантиметров), тем лучше тренируются крайние фаланги пальцев. Бревно надо подвесить на веревке параллельно земле, обязательно подвязав при этом его задний (по отношению к ай-кидзину) конец, чтобы оно вращаясь не стукнуло его по затылку (рис. 1). Подвешенное бревно можно тянуть, толкать, вращать, поднимать, а оно всегда будет при этом стремиться вернуться в исходное положение. Данная особенность выгодно отличает его от статичных манекенов типа «деревянного человека» Вин Чун. Ведь постоянно работая с неподвижным тренажером, боец закрепляет в своем подсознании привычку сражаться стоя на одном месте. Такая привычка значительно увеличивает его шансы «нарваться» в бою с живым противником на удар, идущий сбоку или сзади. И напротив, раскачивающееся бревно готовое в любой момент «клюнуть» в лоб, висок, затылок, шею, плечо и т.д., приучает к постоянной бдительности. Вопреки рекомендациям наставников классического айкидо, требующих все время держать спину прямой, оно заставляет не только блокировать, но и наклоняться в стороны, «нырять» и приседать. Кроме того, работа с подвешенным бревном укрепляет и закаляет руки айкидзина. Его вес, в зависимости от длины, сорта древесины и степени ее сырости составляет 15-20 кг. Под воздействием собственной тяжести оно постоянно стремится вернуться в исходное состояние равновесия. Поэтому захваты бревна и провороты его вокруг собственной оси хорошо нагружают мышцы предплечий, кистей и пальцев. Ну, а набивка ребра ладони, запястья и предплечья происходит на бревне естественным образом. Так, многократное повторение приема Ёкомэн-ути-ирими-нагэ неизбежно приведет к появлению на предплечьях многочисленных синяков. Приемы типа «кири» (рубить, отсекать), популярные в некоторых стиля айкидо (например, в Томики-рю) вообще немыслимы без целенаправленной закалки ребер ладоней, запястий и предплечий. Приведенные здесь рисунки показывают способы отработки базовой техники айкидо Усиро-тэнкан (рис. 2) и Таи-сабаки (рис. 3) с целью защиты от прямого удара типа «цуки». В них объединены три важных принципа айкидо: вращение, уход за спину противника и контроль его руки. Последнее совершенно невозможно отрабатывать без партнера; бревно даст вам ощущение противника («не вижу, но ощущаю»). Рисунки 4 и 5 демонстрируют две основные разновидности движений айкидо — Ирими (вход) и Тэнкан (вращение), используемые в случае прямого удара противника. Для лучшего понимания фазы движений показаны сверху. Другой тренажер для айкидо можно сделать в виде подвесного мешка с «руками». Сшейте из плотного брезента цилиндрический мешок длиной 150—180 см и диаметром 40—50 см. Набейте его песком пополам с древесными опилками, плотно закройте, затем перетяните верхнюю часть (на одну четверть длины мешка) веревкой, отделяя «голову» от «туловища» (рис. 6 «а»). На уровне «плеч» пришейте по бокам две петли («б») и проденьте в них конусообразные бревна, длиной 80—100 см, диаметром в «запястье» 5—6 см, имитирующих «руки» («в»). Для «рук» надо брать очень сухую легкую древесину, чтобы они не наклонялись вниз. С той же целью тыльную часть этих бревен прикрепите веревкой к нижней части мешка («г»). Этот манекен тоже надо подвесить к ветке дерева или потолку. Подвесное крепление позволяет ему раскачиваться и вращаться, что делает его — благодаря наличию «рук» — более трудным «противником» по сравнению с обычным набивным мешком. Применительно к технике айкидо, такой манекен позволяет отрабатывать правильный «вход» в противника (под углом 30—45 градусов к нему) с атакой головы, захватом рук, вращением и броском. Например, можно отрабатывать прием «Котэ-гаэси» (рис. 7). Главное требование в работе с подвесным манекеном — плавность и непрерывность («слитность») движений, тогда как их скорость может быть небольшой. Следует избегать чрезмерного напряжения мышц — чтобы не оторвать «руки» от «туловища», и привыкнуть действовать легко, свободно. Сохраняя постоянный контакт с «руками» манекена, необходимо переходить от одного приема к другому. Например, вы отрабатываете действия против прямых ударов руками («цуки»). Начните с Усиро-тэнкан влево и захвата левой руки противника (рис. 8«а»). Затем сделайте Таи-сабаки («б»), захватите левую руку («в»), и выполните Иккё, вариант Ура («г»). После этого можете перейти к Ирими-нагэ (рис. 9) — броску встречным ходом, или к Хати-маваси (рис. 10) — броску поворотом головы назад. Впрочем, указанные здесь приемы являются не более чем примером того, как можно работать на подвесном манекене данного типа. Все остальное зависит от вашей собственной осведомленности, изобретательности и упорства.
|