Моторная лодка «Ветерок» рассчитан на эксплуатацию с подвесным двигателем мощностью до 25 л.с. Масса лодки без двигателя — около 70 кг, скорость —до 45 км/ч. Сначала о конструкции корпуса. Каркас его — шпангоутно-стрингерный, обшивка — фанерная, оклеенная стеклотканью на эпоксидном связующем. Для постройки потребуются сухие сосновые бруски, рейки, фанера (размеры заготовок указаны в таблице). Работа по изготовлению корпуса начинается с вычерчивания плаза или одной проекции «корпус», или в совокупности с проекциями «бок» и «полуширота».
Для этого вполне подождет лист оргалита (фанеры). Разметка плазовых ординат должна быть выполнена с максимальной точностью, чтобы в дальнейшем не пришлось исправлять ошибки с помощью стамески или рубанка. Второй этап — изготовление шпангоутов. Для этого потребуется фанера толщиной около 20 мм. При отсутствии такой можно вырезать двойной комплект заготовок из фанеры толщиной 8— 12 мм и склеить их.
Для транцевой доски понадобятся три подобные заготовки. При разметке шпангоутных заготовок имейте в виду, что на теоретическом чертеже — в том числе и на проекции «корпус» — изображен внешний контур обшивки, так что практический контур шпангоута должен быть занижен относительно теоретического на толщину обшивки. Третий этап — изготовление стапеля. Для него понадобятся три козелка и килевой брус, размеры которого — на рисунке. Следует помнить, что нижняя часть бруса должна быть строго горизонтальной. Под шпангоуты* на брусе прорезают пазы, ширина которых соответствует толщине шпангоутов. Четвертый этап — установка шпангоутов на килевой брус.
Плоскость каждого шпангоута должна быть строго перпендикулярной килевому брусу, а положение их относительно нижней (горизонтальной) части килевого бруса соответствовать теоретическому чертежу (проекции «корпус»). Затем на шпангоутах размечают и выбирают пазы под форштевень и киль, после чего эти элементы каркаса крепят к шпангоутам с помощью эпоксидного клея и шурупов. Пятый этап — установка стрингеров. Пазы размечают в соответствии с чертежом каркаса мотолодки. Крепят стрингеры к шпангоутам шурупами и эпоксидным клеем.
Шурупы лучше всего использовать нержавеющие, например, оцинкованные или хромированные. После отверждения клея шпангоуты и стрингеры следует отмалковать, используя в качестве контрольного инструмента гибкую рейку. Шестой этап — обшивка фанерой каркаса корпуса (схема операции показана на рисунке). Для этого понадобятся листы фанеры толщиной 4 мм. При изготовлении элементов обшивки рекомендуется пользоваться выкройками из плотной бумаги. Обшивку к стрингерам крепят эпоксидиым клеем и оцинкованными гвоздями.
Начинать работу лучше всего с днища, затем переходить к бортам и в последнюю очередь — к палубе. Корпус моторной лодки "Ветерок" обрабатывают шкуркой, выравнивают эпоксидной шпаклевкой и оклеивают слоем стеклоткани. При этом рекомендуется к отдельным поверхностям корпуса «приформовывать» (плотно притирать сухой тряпкой) тонкую полиэтиленовую пленку. Это не только ускоряет полимеризацию эпоксидной смолы и уменьшает испарение вредных для здоровья продуктов полимеризации, но и дает высококачественную поверхность, практически не требующую дополнительной обработки.
Внутренние поверхности корпуса тщательно зачищают и два-три раза покрывают горячей олифой с промежуточной сушкой ее слоев. Окончательная обработка — покрытие масляным лаком. Управление мотолодки — тросовое, с приводом от рулевого колеса, которое вместе с рулевым валом и барабаном закреплено на наклонной стойке в передней части кокпита. Тросовая проводка включает два самоориентирующихся ролика, винтовой талреп и трубчатую траверсу.
Диванчики водителя и пассажиров представляют собой легкие каркасы, обшитые рейками сечением 50x25 мм, покрытые несколькими слоями горячей олифы и масляным лаком либо несколькими слоями паркетного лака. Конструкция диванчиков позволяет убирать их в кокпит и легко извлекать перед отплытием. В последнюю очередь на палубе закрепляют брызгоотбой-ник, ветровое стекло и три-четыре утки, а по бортам — привальные брусья (буковые или дубовые рейки). Вот, собственно, и все рекомендации для изготовления этой простой мотолодки. Надеемся, что читатели по достоинству оценят ее мореходные и эксплуатационные качества.
Теоретический чертеж корпуса мотолодки. Конструкция корпуса мотолодки: 1 — киль (бук, брусок 60x60); 2 — форштевень (бук, доска s60); 3 —- косынка задняя (сосна, доска 250x20, 3 шт.); 4 — раскос (сталь, полоса 30x5); 5 — транец (фанера, s30); 6 — шпангоут (фанера, s20,10 шт.); 7 — стрингеры днищевые и бортовые (сосна, рейка 30x20, 12 шт.); 8 — стрингеры скуловые (сосна, рейка 40x40,2 шт.); 9 — обшивка борта (фанера s4); 10 — стрингеры палубные (сосна, рейка 30x20, 5 шт.); 11 — брус килевой (сосна, брусок 100x60); 12 — косынка (сосна, доска 150x20, 2 шт.); 13 - стрингеры угловые (сосна, рейка 40x40, 2 шт.); 14 — косынка передняя (сосна, доска 150x20, 2шт.); 15 — накладка (бук, рейка 25x20, 2 шт.); 16 обшивка палубы (фанера s4); 17 — обшивка днища (фанера s4); 18 — брызгоогбойник (бук, доска 70x20, 2 шт.); 19 — окантовка кокпита (бук, рейка 40x40, 2 шт.); 20 плавник (дюралюминий, лист s5); 21 — утка (бук, брусок 50x25, 3 шт.). Монтаж стапеля: 1 — брус килевой; 2 — козелки; 3-- раскосы. Сборка каркаса на стапеле: 1 — козелки; 2 — шпангоуты; 3 -- брус килевой; 4 — киль; 5 — форштевень. Сборка носовой части каркаса: 1 — форштевень; 2 киль; 3 — стрингер скуловой; 4 — шпангоуты; 5 - козелок; 6 — раскос монтажный.
Конструкция рулевого управления: 1 — колесо рулевое; 2 — вал рулевой; 3 — барабан; 4 — ролик; 5 — трос; 6 — талреп винтовой; 7 — траверса; 8 — стойка наклонная; 9 — брус килевой.
Обшивка каркаса: 1-- козелок; 2 шпангоут; 3 - - стримеры палубные; 4- -транец; 5- обшивка; 6 — стрингер скуловой.
|