Демонстрационный миниэлектророллер, способный преодолевать крутые подъемы. Переднее колесо не имеет упругой подвески, а свинцовый аккумулятор при тряске быстро выходит из строя. При эксплуатации следует избегать движения по неровной дороге. Рис. 4. Миниэлектророллер «Зайка»: а - - обший вид: / - рама; 2—аккумулятор; 3—амортизаторы; 4—маятниковая вилка; 5- подножка; 6 -— мотор-колесо; 7-- передняя вилка; 8— руль; 9--- сиденье; 1С—пусковое реле; /(---мотор-колесо; / - статор династартера; 2— ось; 3— большая крышка; 4— подшипник; 5— обод колеса; 6— ротор династартера; 7— щетка; 8— корпус; 9— стакан; 10— ограничительный бурт для ленточного тормоза; // -- паз для провода; в — электросхема: SA1— переключатель; Kl. К2— реле; Kl.l, K2.I — контакты реле; SB!—кнопка; Ml, М2 — двигатели; GB — аккумулятор
Основные серийные узлы и детали: аккумуляторная батарея 6СТ-68, амортизаторы от мотоцикла Иж-56, сиденье от мотороллера «Вятка», два династартера ДС-1 от мотороллера Т-200. Основные виды работ: сварочные, токарные. Рама / (рис. 4, а) миниэлектророллера сварена из труб 0 22 мм. На ней расположен аккумулятор 2 напряжением 12 В. К задней части рамы через амортизаторы 3 крепится маятниковая вилка 4. Для получения мягкого подрессоривания точка крепления амортизатора смещена от оси к раме. Снизу на раме шарнирно крепится подножка 5 П-образной формы. Сиденье 9 откидывается на шарнире назад, открывая доступ к реле 10 и аккумулятору. Колеса 6 размером 400Х 100 мм от машины для стрижки газоноз. Колеса с меньшим наружным диаметром значительно улучшают динамику электророллера. У миниэлектророллера оба колеса ведущие. В качестве силового агрегата использованы два династартера, расположенные в ступицах колес (рис. 4, б). Это электрические двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением. Они не боятся перегрузок и развивают большой крутящий момент при трогании с места. Использование династартера ДС-1 в качестве силового агрегата для мотор-колеса вызвано особенностями его конструкции. У династартера в отличие от обычного электродвигателя вращающаяся часть помещена снаружи, а неподвижная — внутри двигателя, что наилучшим образом подходит для мотор-колеса. Династартер закреплен непосредственно в ступице колеса. Для этого необходимо изготовить лишь несколько деталей: выточить ось 2, большую крышку 3, корпус 8 и стакан 9. В стакан запрессован ротор династартера. В оси профрезерован паз // проводов питания двигателя. Порядок сборки следующий: к ротору династартера крепят болтами М8 корпус 8 с подшипником № 202. В статор вставляют ось 2 и крепят болтами Мб. Затем ось со статором вставляют в ротор. На ось надевают крышку 3 с подшипником 4 (№ 206) и крепят к стакану болтами М8. Весь двигатель в сборе вставляют в обод 5 колеса и крепят винтами Мб. Для включения двигателей использованы два пусковых реле' К1 и К2 (рис. 4, б) от реле-регулятора РР-121 мотороллера Т-200. Они соединяют обмотку двигателей с аккумулятором. Смонтированы реле на пластмассовой панели, закрыты крышкой от РР-121 и закреплены на раме под сиденьем. Управляются пусковые реле рычажным переключателем SA1 от мотороллера Т-200. Рычажный переключатель SA1, замыкающий цепь пусковых реле, установлен на руле справа и имеет три положения: «выключено», «включен передний двигатель», «включены оба двигателя». При первом щелчке замыкается цепь от аккумуляторной батареи через переключатель, обмотку первого пускового реле на массу («минус» аккумулятора подключен на массу). При этом сердечник реле намагничивается, притягивает якорь с подвижным контактом. Ток от аккумулятора через замкнутые контакты пройдет в обмотку двигателя переднего колеса. Для улучшения разгона следует передвинуть переключатель дальше на щелчок, включив, таким образом, двигатель заднего колеса. После разгона переключатель передвинуть на щелчок назад, отключив задний двигатель, продолжать движение на переднем. Тормоз ленточного типа устанавливается только на заднее колесо, для чего на стакане 9 двигателя имеется специальный бурт 10 (см. рис. 4, б), удерживающий ленту от соскальзывания. Привод тормоза — троссовый, через рычаг, расположенный справа на руле.
|